Сказки о добре, морали и природе
Сказки с глубоким смыслом
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен и по сей день один из самых популярных европейских сказочников 19 века. Сегодня он на слуху благодаря русалками и оловянными солдатиками, но знаете ли вы, что многие его произведения посвящены экологии? Его викторианские читатели особенно любили именно сказки, в которых поднимали экологические проблемы в эпоху быстрой индустриализации.


Согласно недавнему международному исследовательскому проекту, человеческая деятельность стала главной причиной глобального потепления еще на ранних стадиях промышленной революции. Глобальное потепление — это не явление 20-го века, на самом деле, люди воздействуют на окружающую среду уже более 180 лет. Например, с 1760 по 1914 год в Англии огромное количество людей переехало из деревень в города ради финансовой стабильности и безопасности. Население Лондона росло, вызывая столетнюю борьбу с грязью. Устаревшая канализационная система сбрасывала все человеческие отходы в столичное водоснабжение, дым валил как из заводских, так и из бытовых труб, а улицы были покрыты углем, грязью, растительными и животными отходами.


По мере того как городская жизнь все больше отдалялась от природы, сказки Андерсена набирали популярность. В то время как викторианская фантастическая литература часто романтизировала природу как бегство от наступающего индустриального ландшафта, Андерсен показал человеческие характеры как источник деградации окружающей среды. Например, в рассказах Андерсена "Елка", "Маргаритка" и " Лен " есть растения, которые подвергаются пыткам со стороны человека. В этих историях говорящие растения страдают от опасностей промышленности. Несмотря на боль, которую они испытывают, эти растения бескорыстны и готовы пожертвовать своим личным счастьем ради человеческих интересов. Эти изображения природы в течение столетия экологического опустошения побуждали детей размышлять об их влиянии на ландшафт.

Другие сказки, такие как "Великий морской змей", подробно описывают конфликт между животными и техникой. История описывает реакцию рыб на установку трансатлантического телеграфного кабеля, протянувшегося по всей длине Атлантического океана между Европой и Америкой. Установка привела к тому, что косяки рыб разделились, а треска и камбала, которые когда-то "жили мирно", начали есть своих соседей.


Когда рыбы собираются вместе, чтобы уничтожить кабель, акулу пронзает меч-рыба, и "большие рыбы и маленькие, морские анемоны и улитки бросаются друг на друга, едят друг друга, разминают и сжимают", в то время как "кабель спокойно лежит и занимается своими делами". Телеграфный кабель-это не положительный технологический прорыв, а угроза окружающей среде.


Микроскопическая экосистема и ее параллели со все более враждебными городами - центральная тема Андерсеновской "Капли воды". Колдун по имени Пугай-Ползи исследует экстракт воды из канавы с помощью микроскопической линзы. Он замечает организмы, которые "прыгали, толкались и клевали друг друга". Видя буйное, неуправляемое поведение организма, его коллега предполагает, что существа, должно быть, живут в столице.


Викторианская публика была напугана организмами в питьевой воде. Страх перед загрязненной водой был вполне обоснован: устаревшая канализационная система направляла выгребные ямы Лондона в Темзу, которая была столичным водным заповедником. Химические вещества с заводов также выбрасывались в реку, распространяя болезни, передаваемые через воду, такие как брюшной тиф, холера и дизентерия.


Исследуя последствия индустриального ландшафта, сказки Андерсена давали комментарии к очень реальной, надвигающейся угрозе экологической катастрофы.

Сегодня, с неуклонным ростом антиутопической литературы и фантастики об изменении климата, мы видим подобные художественные реакции на изменение окружающей среды. Авторы стремятся выразить серьезность экологических кризисов, и их литература обладает потенциалом вдохновить на радикальные изменения. Главное — читать эту литературу вдумчиво и совмещать ее с практическим изучением природы, таким как посещение «Оживившего парка».